Алла Третьякова

Аналитический психолог. Сказкотерапевт. Таролог. Регрессолог.

Преподаватель в обучающей программе О.Кондратовой «Юнгианская сказкотерапия». Член редколлегии издательства «Сказка и Миф». Частная практика.

2014-2015 МОСКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКИЙ ЛОКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РОАП (RSAP). INTERNATIONAL ASSOCIATION FOR ANALYTICAL PSYCHOLOGY. Аналитический психолог.

Московский педагогический государственный университет им. В.И.Ленина. Специальность: психология. Квалификация: психолог. Годы обучения: 1990 — 1996.

Я убеждена, что каждый человек — часть божественной природы, которая должна быть пробуждена внутри него, через постоянное и непрерывное взаимодействие с собой, другими людьми и явлениями мира. В результате каждый из нас находится в непрерывной эволюции и трансформации. И для каждого может быть открыт его путь духовного развития, через познание собственного множества миров и исцеление негармоничных аспектов жизни. Основываясь на собственном опыте и опыте других людей, я знаю, что такой путь очень сложно пройти в одиночку, в подобном путешествии просто необходим проводник, гид, помощник. В юнгианском анализе мы часто исходим из того, что существует значительная часть души, которая не находит выражения во внешней сфере. Мы можем достичь многого, но при этом оставаться неудовлетворенными и мечтать о какой-то другой жизни. Или постоянно сталкиваться с одними и теми же сложностями и препятствиями, и бесконечно сетовать на «злую судьбу».

В суете и заботах, однажды мы осознаем, что на самом деле очень мало знаем себя. Или обнаруживаем, что находимся в тупике, не в силах понять, каковы же мои собственные ответы, на эти вечные вопросы: «Кто я?» «Зачем я родился и куда иду?» «В чем смысл моей жизни?» Именно эти вопросы, на мой взгляд, заслуживают внимания, времени и средств. 

Кроме индивидуальной работы, с 2014 года я веду авторскую программу «Босиком по сказке», в рамках которой проходят «сказочные» семинары, посвященные работе с народными сказками, мифами, былинами, преданиями и легендами.»Наша психика говорит с нами на языке образов и символов. Проживая пространство мифа или сказки, мы учимся понимать этот язык. Постигать смысл посланий нашего бессознательного».

О методе юнгианской сказкотерапии

Способ, в котором я работаю со сказкой, называется юнгианская сказкотерапия. Это способ читать и общаться со сказкой как с живым символом. Она и есть живая. И учит не как плохой учитель в школе, а как любящий родитель. Именно поэтому мы вдруг обнаруживаем собственный неистраченный детский потенциал — любознательность найти новое, увидеть и поверить. Мы окунаемся в сказку как в волшебную живую воду. И прорастаем жизнью. Мы сращиваем расколотое, опуская кусочки разбитых сердец в мертвую воду. Оплакиваем и горюем, а потом наблюдаем рождение и оживление собственной души. Мы тесно связаны невидимыми корнями не только с историей своего рода и народа, его культурой и религией, но и со всей планетой, природой, обществом, со всей эволюцией человечества в целом, с жизнью и смертью. Мы несем в себе не только генетический, но и психический код.

Хотим мы этого или нет, в психике есть не только личный, но и коллективный уровень. И влияние коллективного уровня на то, как мы себя проявляем, реализуем и раскрываем очень велико, хотя и не всегда осознается. Качество раскрытия нашего потенциала, то насколько мы можем быть самими собой в жизни, непосредственно связано с нашей возможностью быть целостными. А для этого нам нужно не только понять себя, но иметь смелость собой быть. Именно о пути к своей реализации, и об опасностях и засадах на этом пути и рассказывают практически все народные сказки и мифы. В волшебной сказке, в легенде и мифе метафорическим, символическим способом описаны темы искупления и освобождения, циклы развития сознания и взросления, причины и следствия травм, влияние Тени и взаимодействие с ней.

Как и психика сказка говорит с нами на языке образов и символов. Проживая пространство мифа или сказки, мы учимся понимать этот язык, постигать смысл посланий нашего бессознательного.

Аналитическая психология, и в частности юнгианская сказкотерапия, может использовать различные методы, направленные на глубинное исследование психики: медитативные практики, активное воображение, анализ сновидений, симптомов, а также исследование и проживание сказок и мифов.

Работая со сказкой, удерживая объективный и субъективный уровни, мы словно бы сплетаем нити своей души с тканью мира, создавая новые узоры. Обретаем большую целостность и наполненность, находим новые, гармоничные формы самораскрытия и развития.

Архетипические содержания сказочных образов можно раскрывать через культурные трактовки, а можно через субъективный уровень. Для проживания нам важно почувствовать свое отношение к тому или иному сказочному персонажу, уловить свою связь с ним, следовать вместе с ним по сказке.

Юнгианский подход предлагает посмотреть на все описанное в сказке: места, животных, растения, поступки, персонажей — как на символы, описывающие наши душевные движения, переживания, устремления, желания, чувства и инстинкты. Мы склонны наполнять их нашим индивидуальным нарративом, видеть в них внутренние фигуры психики. Одна и та же сказка, таким образом, для каждого наполняется личным смыслом. Все предметы, животные, растения и пейзажи имеют значение, каждый предмет, объект, знак может вызвать свои, глубоко индивидуальные чувства и эмоции, и одновременно, исцелить психические раны.

Наверное, нужно пояснить, почему я уделяю такое внимание получению непосредственного чувственного опыта, соединенного с осознованием. Другими словами, мы говорим о поиске инсайта, озарения – целостном интеллектуально-чувственном восприятии внутреннего события и его следствий, внезапном понимании происходящего, пришедшем из бессознательного психического процесса. В методе юнгианской сказкотерапии путь и усилия в этом направлении называются «проживанием сказки». Процесс запускается на семинаре и продолжается индивидуально у каждого участника.

Когда появляется необходимость и потребность изменить что-то в нашей жизни, часто возникает идея, что главное это понять в чём проблема, но на практике, для решения психологических проблем этого недостаточно. Иначе, мы могли бы прекрасно использовать все советы мудрецов, накопленные в истории человечества. Вот только возникает много помех со стороны: защит, сопротивления, избегания, связанных с комплексами и травмами, страхами и иллюзиями, препятствующих воплощению этих замечательных знаний. Мы можем понимать, осознавать, но трансформации не происходит. Для извлечения опыта из событий жизни нам необходимо не только осознание, но и контакт с чувственным проживанием. Тогда сама жизнь проникает в нас и, следуя ей, мы приобретаем новый навык, обретаем практический опыт. Это уже не просто знания, это часть нас.

Чтобы была возможность прикоснуться к заблокированному, отщепленному содержанию психики нужны специальные условия, специальный человек, время и место, то есть терапевтические условия. Работа со сказкой в юнгианском подходе соответствует этим условиям и прекрасно себя зарекомендовала.

Алла Третьякова.

Контакты: